Задать вопрос:

Директору      Психологу

Гимназия с.п. Али-юрт
Назрановского района

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

16 ноября 2021 - Администратор

 СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

"Тренировка и ещё раз тренировка", девиз любого логопеда.

Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю.

Длительность индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, составляет от 15 до 20 минут (в соответствии с требованиями САНПИНа).

 Для индивидуальных занятий с логопедом необходимо:

- тетрадь, которая является основным видом «документа» для взаимодействия логопеда – ребёнка – родителя. В тетради будут фиксироваться результаты занятий, материал, который изучали на занятии, а так же домашнее задание;

- настольное зеркало средних размеров, чтобы ребёнок мог видеть свою артикуляцию и артикуляцию логопеда;

- носовой платок (одноразовые платочки);

- влажные антибактерицидные салфетки;

- цветные карандаши;

- хорошее настроение

Закреплять полученные на логопедических знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку, так как для достижения результата необходимо заниматься каждый день, следовать всем советам логопеда. Процесс коррекции речи сложен и порой очень длительный (зависит от сложности речевого дефекта) и напряжённый для всех его участников.

Наберитесь терпения, сил и доведите начатое дело до конца, ведь речь идёт о здоровье ВАШЕГО РЕБЁНКА. 

Советы по организации логопедических занятий дома.

 

                                                           Любой речевой навык – это как танец,

            который не выучишь с хореографом всего за два урока…

 Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.

  - Все занятия должны проводится в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.

 - Создавайте эмоционально положительный фон.

- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.

- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).

- Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

- Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.

- Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

- Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

- Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.

 - Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».         

- Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.

Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребёнка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Чтобы ребёнок писал грамотно, родителям необходимо выполнять следующие:

 Чистота речи совершенствуется посредством чтения.

Письмо развивает искусство владения словом

                                                                       Цицерон

- Почаще играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры, в которых нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

 - Почаще гулять с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

 - Привлекать ребёнка к занятию спортом или танцами. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

 - Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

 - Почаще массировать ребёнку шейную и затылочную область.

 Японские учёные выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25%, лимона – на 50%.

  Выполняя все эти рекомендации в комплексе и по отдельности вы заметите как  немедленно всё отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе у вашего ребёнка.

Советы по развитию мускулатуры рта

 

Тренируем «речевые мышцы».

Работающие мускулы – крепнут,

неработающие – засыпают,

неправильно работающие – разрушаются.

                                                        К. Лунк

 Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Это происходит из-за того, что неразвитые мускулы рта или у детей слабый мышечный тонус (дудеть и свистеть, имитировать звуки окружающего мира, сосать через соломинку);

Как правило, для данной категории детей целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

 Для развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое) ребёнку необходимо:

- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

- жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс);

- лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

- чистить зубы, дёсны и  язык – это приучает к инородному телу во рту, снижая   

  степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- жевать боковыми зубами;

- сосать сухарики из хлеба, булки;

- лизать эскимо.

Поэтому обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щёк и языка, учите ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывая» его из одной щеки в другую, покажите как полоскать рот.

Как разговорить молчуна?

 Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага.

                                                                                   Восточная мудрость.

Аутист отказывается от человеческой речи, но не от воспроизведения звуков.

- Звукоподражание – это самый короткий путь, чтобы добраться до речи аутиста, а звукоподражание вызываем при помощи пантомимо, так как  аутисты  легко персефецируют себя в звериный образ по этому в работе над звукоподражанием мы и разыгрываем пантомим, тем самым попутно идёт социализация ребёнка с аутичностью (потому как он косвенно входит с вами в контакт, например: вы кошка, а он собака, но учтите – долго не сидим на одном персонаже, если он станет любимым, то его исключаем, а то есть шанс, что ребёнок может перенести его образ к себе.

- Необходимо найти хитрый способ, чтобы аутичный ребёнок издал звук (кладём его на диван, щекочем по рёбрам, заводим: сейчас я с тобой знаешь, что сделаю?!). Пытаемся вызвать звуки через смех, показывая как происходит смех (трясём ему грудную клетку).

- Упражнения для губ, предлагаем выполнить, предварительно рассмешив, либо предложим поцеловать себя в зеркало (аутисты обнюхивают и лижут его).

- Если не удаётся открыть аутичному ребёнку рот с помощью рук и по подражанию, то опираемся на произвольные действия, даём ему яблоко или конфету и он открывает рот, берём яблоко и даём ему зеркало. Когда непроизвольные движения у ребёнка удаются, формируем движения артикуляционного аппарата, даём комплекс артикуляционной гимнастики.

- Аутичные дети с большой охотой угадывают, что вы ему говорите беззвучно.

- В работе с аутистами используем речь через посредников, даём ему игрушку, себе игрушку и общаемся от лица игрушки.

- Привлекаем к занятиям с аутистом, ребёнка помошника или двух детей, для того что бы вызывать произношение звуков, через общения с ними.    

- Формируем жестикуляцию в большом объёме (жестовую речь).

- Весёлое лицо при работе с аутистами обязательно!

 Помните: Аутизм стабильная картинка, аутиста можно научить, но он всё равно останется на том уровне развития, который у него присутствует.

Развитие правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:

·         · посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);

·         · в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);

·         · обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);

·         · привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);

·         · совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня зелёное яблоко, а что у те6я…», желтое яблоко, синяя  машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.

Что делать по дороге в гости?

Дети будут помнить вас не за те материальные блага, которыми вы их обеспечили, а за ощущение того, что вы о них заботились.

Ричард Л. Эванс

 Вы идёте в гости, к бабушке, на праздник. Почему бы по дороге Вам не поиграть?

Итак, вы вышли из дома …

1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа.

– Куда мы идем?

б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?

– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

– А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)

– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто ещё к ней придёт?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

– Что тебе у неё дома нравится?

б) Лексические игры.

– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово:  чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.

в) Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной…  Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…

После гостей

1. Упражнение на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Опиши одежду тёти.

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…

2. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?

Советы для развития чёткой артикуляции                                                                                      

                   «Самое важное в искусстве речи – это,

во – первых, произнесение,

во – вторых, произнесение,

     и, в – третьих, произнесение».

                                Демосфен.

Русский язык по артикуляции (то есть, по произношению) – один из красивейших языков мира. Русский язык – чёткий, чистый, звучный. И главное, удобный для произношения.

Насколько удобен и красив наш язык в произношении, настолько же глубок и богат оттенками, переливами, смысловыми значениями.

Конечно, «звуков – то много – тридцать один!» - сказал всем известный логопед из фильма. Но звуки сильно различаются по значению для речи  человека.

Все основные звуки русского языка сосредоточены на кончике языка или в его передней части. Нет межзубных звуков, звуков, уходящих в глубину рта, нет горловых звуков.

Дефектные звуки портят внешность, тембр голоса:

- Искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно.

- А при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса.

Поэтому у человека избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] , тембр голоса становится красивее и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений – ведь оно полностью свободно.

Так вот, плохие (дефектные) звуки  [ Р ] и [ Л ] – наиболее искажают речь, а правильные, украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной.

Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках.

- Неверные шипящие [  Ш, Ж, Ч, Щ ] или свистящие [ С, З, Ц ] звуки делают речь похожей на детскую и мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малоприятным, да ёще очень портят внешность человека.

- Человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть бормочет.

Представляете, насколько человек с плохой дикцией проигрывает в глазах окружающих из – за всего перечисленного! Но, главное – с древности известен ещё и психологический фактор: Ваш собеседник уже на подсознательном уровне плохо воспринимает речь с дефектным звуком.

Представляете? Ещё толком не расслышал, а уже оттолкнул! Просто пропустил мимо ушей…

И я уже не говорю об эстетическом восприятии речи с плохим звуком или звуками. Внешность этого человека теряет слишком много. 

Пусть Ваша речь будет чёткой, яркой и убедительной!

Евлоева Р.Х.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!